Е.Г. Цигильницкий
Журнал "Друг" №6-2004г
Полемические заметки
ЗАЧЕМ СОБАКАМ ВЫСТАВКИ?
Главные действующие «лица» любой выставки-собаки. Интересно, как они сами относятся к этим мероприятиям?
Наверное, собаки прекрасно могут обходиться без выставок. Точнее, им, собакам, было бы куда лучше, если бы выставок вовсе не было. Ближе к концу любой крупной выставки, когда в зале становится посвободнее, они лежат и сидят там и сям, иногда в тесных клетках, иногда-на привязи, усталые, безучастные, подчас проехав в боксе или в купе, для того лишь, чтобы пробежавшись по кругу, хозяин получил какую-то совершенно ненужную по собачьему разумению штуку, которую ни съесть, ни поиграть. Словом, сплошной сюрреализм и недоразумение…
С другой стороны, такая же смесь изящного с заумленным-двуногие участники.
Люди. Зачем они едут, терпят неудобства, кочуют, словно странные цыгане, сменившие лошадей на собак, а походные телеги на автобусы? Ради чего тратят свои-время (подчас дорогое), деньги, силы? Ради победы? Но призовых мест мало. И, хотя, как заметил Анатоль Франс, «нет второй армии в мире, всякая армия, выходя в поле, считает себя первой и непобедимой, иначе она будет деморализована еще до начала сражения», феномен «выставки собак» несет в себе явную иррациональность.
Наверное, потому что собаководы вообще люди, «частично рациональные». Не будь они собаководами, то тратили бы время на дела вполне респектабельные и понятные окружающим: ходили бы на балеты, собирали бы значки или самовары, писали бы мемуары, в крайнем случае, разводили бы канареек или играли в карты. Но нет. Периодически даже в нормальных семьях рождаются собаководы. В младенчестве они почти не оотличаются от нормальных, здоровых детей, но уже в 2-3 года у них появляются первые тревожные признаки. С возрастом состояние усугубляется и достигает кульминации, как только человек заводит первую СВОЮ собаку. После этого уже ничего нельзя поправить. И родным, знакомым и соседям остается лишь смириться с фактом. Потому что это неизличимо.
Здесь же уместно сказать несколько слов о том, кто такие и откуда взялись породистые собаки. В стародавние времена, когда человек использовал собаку по назначению(а именно - для выполнения полезной работы) или, допустим, собака использовала человека в качестве могучего союзника в борьбе с естественными врагами (возможно, справедливы оба подхода), собаки были весьма разнообразны, но никому не приходило в голову заботиться об их красоте. Вернее красивых собак, безусловно, ценили но только при выдающихся полезных качествах. Что говорить о породах - в примитивных культурах у собак и собственных кличек-то зачастую не было… Но абригенные типы - основа современных пород - появились уже в глубокой древности, и различия между ними образовались не только по причине географического характера.
В становлении облика пользовательских собак с доисторических времен огромную роль играли социальные и культурные факторы - обычаи, суеверия и особенности эстетического восприятия племен и народов. Классический пример – пастушьи собаки родственных пород, у одних народов повторяющие окрас оберегаемых овец, у других – очень похожие по силуэту, но любой масти, подчас практически копирующие «цвета» своих злейших врагов – хищников. Встречающиеся в кинологической литературе попытки «научного обоснования» не выдерживают критики, здесь может быть только одно объяснение – разница в культуре (а точнее – в обычаях и повериях соответствующих народов). И как «научно» объяснить разницу преобладающих окрасов рабочих лаек по разные стороны Уральского хребта? И что важно – само поверье о «приметах» потенциально выдающейся собаки исторически может начинаться с единственной легендарной собаки, имевшей эту «метку». Это может быть характерное пятно, окрас, наличие прибылого пальца – что угодно. Любой штришок, обнаруживаемый у щенка и в сознании человека вызывающий ассоциации, определяющие выбор. Это работало задолго до развития зоотехники, открытия генетики и написания «Положений о племенной работе» клубами и федерациями.
Хотя, уходя от темы, приходится признать, что некоторым современным заводчикам и «специалистам по племенной работе» весьма далеко до первобытного человека. И окажись этой самой первобытный на их месте – современная кинология бы только выиграла.
Позднее, когда собаководством занялась аристократия, внешние данные собак приобретали самостоятельную ценность, в некоторых случаях – первостепенную. Классический пример – своры короля Франции Людовика ХI, составляющиеся исключительно из белых гончих, хотя современники замечали, что «белые гончие часто страдали глухотой и некоторой изнеженностью». Засилие белых гончих на королевских псарнях началось с единственного белого кобеля, подаренного сенешалам Франции и очень понравившегося монарху. И продолжалось весьма долго – больше столетия, пока очередному правителю не пришло в голову «разбавить» своры собаками рыжей масти. Вот такая «роль личности в истории»…
Именно к периоду Средневековья относится расцвет многообразия типов рабочих собак, и причины тому – опять не география (и уж тем более не феодальная раздробленность), а эстетика и такие непримиримые качества человеческой натуры, как тщеславие, желание выделиться. То есть случился «качественный переход» - собака из статуса слуги превратилась в некий антрибут, символ, предмет особой гордости владельца. Точно так же, как украшения на оружии не делают его ни острей, ни смертоносней, не могут оказывать колоссальное влияние на его ценность, красота собак становится важным объектом внимания человека, подчас довлеющим над прочими качествами. Поэтому не будем торопиться обвинять современную шоу-культуру в деградации пород – все началось много раньше и уже сильно запущено. А если немного подумать, то становится понятно, что именно отбор по экстерьеру привел к существенному разнообразию пород. Сколько в той ж Англии пород терьеров, выполняющих примерно одинаковую работу? А почему не обошлись одной-двумя? Сколько пород гончих? И еще информация для размышления: в Древнем Риме (во многих аспектах культурного и социального устройства Рим превосходил позднее Средневековье, а европейские философы и мыслители считали римлян своими учителями) было около 30 пород собак, в то время как сейчас только признанных FCI – более 300. Римляне обходились: их 30 с небольшим породных типов по функциональности «перекрывали» все имевшиеся потребности человека. Не исключая потребности в мелких декоративных собачках…
И подобно тому, как украшения на оружии или, к примеру, кубке обладают уже собственной материальной ценностью, имеющей мало общего с полезностью самого предмета, так и красота собаки становится товаром. Это очень важно, так как с появлением и развитием товарно-денежных отношений понятия «ценность» и «стоимость» становятся определяющими в прикладных сферах деятельности человека, к каковым относится и селекция домашних животных. В этой области существуют также свое искусство и ремесло – можно вспомнить как гениальных заводчиков, чьи имена навеки вписаны в историю собаководства, так и огромную армию безвестных «ремесленников», чьим трудом сохранялись и множились породы. Но породистые собаки (как и породистые кони) – не горячие пирожки или гвозди – это товар «штучный». Такими животными гордятся, цена на них доходит до величин астрономических, подчас обладание унивальной собакой приносило до того безвестному человеку славу, круто могло изменить его статус и положение в обществе. В истории таких примеров множество. И в России подчас случалось хозяевам выдающихся охотничьих собак быть замеченными и обласканными царями. А раз собака становится символом, атрибутом социального статуса владельца, то становится понятным и объяснимым соревнование собаководов, соперничество приверженцев разных типов, ревнивое отношение владельцев племенных заводов к достижениям в собаководстве. Хорошо это или плохо – второй вопрос, но такова уж человеческая натура, да и социальный слой обладателей кровных собак состоял из людей с вполне определенной психологией. Это круг людей пассионарных, привыкших считать себя хозяевами жизни и с обостренным сознанием «первой армии в поле». Человеку мало бало просто обладать хорошей собакой, ему требовалось ею гордиться. Показывать, сравнивать с другими, добиваясь признания обществом того факта, что его собака – выдающаяся. Или, во всяком случае, лучше, чем у соседа 9вспомним персонажей Гоголя – один Ноздрев чего стоит!). Кроме «спортивных» причин создания критериев объективной оценки собак, существовали и причины сугубо профессиональные и зоотехнические, но, по моему мнению, они стали работать чуть позже, уже на стадии заводской селекции в почти современном понимании.
Принято считать, что заводское собаководство начинается тогда, когда появляются племенные книги. Ничуть не умоляя их важность для селекции. Есть еще одно необходимое условие – стандарты пород. То есть описание экстерьера той или иной породы. А наличие такого описания позволяет оценивать стати собаки не только на предмет общей гармонии, но и на и на соответствие идеалу. Точно так, как русская борзая – не всякая рослая сухая собака. Способная догнать в поле зверя, а собака, к внешности которой предъявляются вполне жесткие требования. А «всякая, которая быстро бегает» - выборзок, который никогда не станет борзой, как бы хорошо он не ловил (подчас – лучше «оригинала»... Другой пример – современные…. «одноразовые» метисы немецкой овчарки и, чаще всего, малинуа (иногда – с ротвейлером, босероном и т.д.), выигрывающие чемпионаты со специальным кинологическим спортивным дисциплинам.
Наличие племенных книг и родословных, позволяющих отследить происхождение собаки (и являющихся достоверными свидетельствами ее кровности) с одной стороны, и описание идеального экстерьера (стандарта) с другой, сделали возможным сравнение собак по иным критериям, нежели привычные полевые испытания и охоты. Появились предпосылки для проведения мероприятий, оценивающих непосредственно правильность, красоту сложения собаки, ее стати. Первая такая выставка состоялась в Англии, и, что примечательно первые правила и регламент проведения были составлены устроителями по незначительно измененным правилам, принятым для выставок… почтовых голубей. Произошло это в середине ХIХ века. Первоначально на выставках фигурировали почти исключительно охотничьи собаки и оценивались они по бальной системе, суть которой заключалась в оценке статей определенным числом баллов, которые в итоге для каждой собаки суммировались, Побеждали собаки, набравшие наибольшее число баллов в классе. Замечу, что практически сразу нашлись противники выставок, считавшие эти мероприятия причиной деградации рабочих качеств собак. Но нельзя сказать, что это связано исключительно с выставками, просто появился еще один замечательный повод напмнить, «что в прежние времена и вода была жиже, и воздух- воздушнее». Задолго до появления выставок охотники писали, что «нынешние собаки глупее и диче прежних, не так выносливы, реже сганивают дичь и начали утрачивать свое прежнее, некогда превосходное чутье». Дальше следовали мрачные прогнозы, что ждет собаководство, 2если такие порядки продолжатся». Получалось – ничего хорошего, но это было, напомню, задолго до выставок. Причем забавны доводы авторов из разных стран: если в оценках положения они проявляли удивительное единодушие, то в объяснении причин («таких порядков») царили полный разброд и сплошные противоречия. Так, англичане винили во всех бедах прилитие крови собак французских, французы – английских, немцы находили своих «виноватых», а некоторые писатели и вовсе сетовали на смену псарного содержания на домашнее или наоборот. Один из отечественных охотников довольно крепко высмеял «хваленую английскую свору» гончих, «выписанную» для улучшения местной крови, вместо поиска дичи «насевшую» на домашнего осла. На этом примере строился призыв, похожий на современный слоган: «Поддержи отечественного производителя!», аргументированный тем, что «заморские» собаки не годны в дело, к тому же – заядлые скотинники (нападавшие на домашнюю скотину считалось серьезным недостатком для правильной охотничьей собаки, особей с таким поведением в старину презрительно называли «скотинник» и заслуженно браковали).
Но в то же время, до наших дней сохранилась порода англо-русская гончая, которая вряд ли смогла б возникнуть, будь все так плохо, как об этом подчас писали. Так что традиция «плача по рабочим качествам» возникла не вдруг, она имела свои вполне крепкие корни, а выставки помогли разноголосице стать хором, оказавшись своего рода консолидирующим фактором. Наверное, все же уместнее было бы рассмотреть изменение условий и характера охоты, видового состава доступной дичи, подумать над переменами в содержании собак и изменении уклада жизни в целом, но это долго, нудно и хлопотно. Что проще – исследовать возникновение и природу перемещения воздушныз масс и движение атмосферных фронтов или обнаружить качание деревьев от ветра? Естественно, второе. Традиции, опять же…
Но оставим «баллады о прекрасных давних временах» тем, кто их любит. Тем более, что будучи естественной частью мышления, тезис о «великом прошлом» настолько распространен, насколько же легко сдается перед здравым смыслом: будь та деградация хоть отчасти такова. Как описывают, собак бы вообще уже вовсе не было – они давно бы превратились в каких-нибудь сумчатых медвежат или вообще неизвестно во что…
Представьте:сотни лет они теряли рабочие качества и у них только и делалось что портился характер… Ужас. Но это никак не объясняет, почему потомки выставочных борзых в поле преследуют зайца, потомки выставочных такс – лезут в нору, а в армии и полиции работают все-таки породистые овчарки, а не какие-нибудь деревенские лайкоиды…
И если из сотен пород собак, выставляемых на современных выставках, хотя бы половина использовалась в соответствии с их предназначением, полезность экстерьерных шоу была бы по крайней мере обсуждаема… Но поскольку сегодня самая востребованная собака (по предназначению и функции- собака-компаньон), то и критерии оценки должны соответствовать содержанию. И в реалиях современной жизни выставки приобретают черты совершенно, казалось бы, чуждые зоотехнии, но вместе с тем исключительно зоотехнически значимых мероприятий. Потому что не будь выставок – не осталось бы пород. Но сама по себе выставка – все же не главный путь развития породы…