Е.Н. МЫЧКО
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ НАЧИНАЮЩИМ РАЗВЕДЕНЦАМ
Природа, уходя все дальше от жилищ людей, оставляет в их душах странную тоску,
утолить которую может лишь общение с живыми существами. С каждым днем растет число
увлеченных, в чьих домах есть место рыбам, птичкам, кошкам и, конечно же, собакам. А чем
больше становится любителей животных, тем, разумеется, больше требуется домашних лю-
бимцев.
В собаководстве началась своего рода цепная реакция – все большие массы людей во-
влекаются в занятие, которое каких-нибудь 10–15 лет назад привлекало лишь ограниченный
круг профессионалов. Мы имеем в виду племенное разведение собак. Судите сами. Еще не-
давно покупать предпочитали кобелей, поскольку мало кого привлекала перспектива возни
со щенками. Сегодня все наоборот: за суками стоят в долгих очередях, представительницы
иных пород ценятся чуть ли не в два раза дороже кобелей. Будущие владельцы племенных
сук видят себя прославленными заводчиками.
Однако мечты сбываются далеко не всегда... Вот сука подросла, ей нашли пару, и на-
чинаются огорчения. Либо сука наотрез отказывается подпускать кобеля, либо с огромным
трудом ее удается склонить к «браку» с ним, а желанные щенки так и не рождаются. В чем
же тут дело?
Прежде всего в слабом знании биологии собаки, как таковой, и физиологии ее размно-
жения, в частности. Не претендуя на полноту охвата темы, постараемся выделить основные
проблемы и ошибки, подстерегающие начинающих разведенцев.
Начнем с правильного полового воспитания собаки.
То, что собака по природе своей животное стайное, известно всем, равно как и то, что
семья человека может заменить щенку естественную стаю. Однако «может заменить» вовсе
не значит, что заменяет полностью, восполняя все биологические потребности собаки на 100
процентов. Вот почему огромную ошибку совершают те владельцы, которые стремятся огра-
дить растущую собаку от общения с ее соплеменниками, полагая, что щенку достаточно кон-
тактов только с самим хозяином и его близкими, Мотивируют ограничение контактов с дру-
гими собаками и иными соображениями: боязнью заразить щенка или тем, что крупные со-
баки могут покалечить малыша. Последние аргументы и вовсе не состоятельны, Чтобы ще-
нок не болел, надо своевременно делать прививки, а не оттаскивать его от всех встречных
собак. Ведь заражение происходит не только при непосредственных контактах, болезнетвор-
ные микроорганизмы находятся и на почве, и в воде, остаются на предметах, одежде. Опасе-
ния же, что другие собаки причинят щенку вред, также чрезмерны. Взрослые собаки играют
со щенком очень бережно или просто избегают общения. Изредка встречаются рожавшие
суки, проявляющие агрессию на чужих щенков, но их владельцы, зная такую особенность
поведения, как правило, не подпускают своих собак к молодняку во избежание неприятно-
стей.
Так какие же потребности растущей собаки не может удовлетворить общение с хозяи-
ном, зато полностью обеспечивает общество других собак? Потребность в видоспецифичном
социальном климате. Собаке присуще очень сложное социальное поведение, включающее
целую систему запаховых, тактильных и зрительных коммуникаций. Овладеть этим ; язы-
ком» в полном объеме можно только общаясь с сородичами, а никак не с человеком. У щен-
ка, растущего в изоляции от других собак, крайне обеднен репертуар демонстраций, звуко-
вых сигналов, он плохо воспринимает мимику, сигнальные» позы других собак. Такое непо-
нимание намерений со родичей порождает страх и часто его оборотную сторону – пассивно-
оборонительную реакцию. Все это имеет самое непосредственное отношение к половому по-
ведению.
Мало того, что собака-изолянт не понимает демонстраций, выражающих намерения
полового партнера, она и сама не в состоянии адекватно передать свои намерения. Ситуация
усугубляется тем, что высокоорганизованным животным, к числу которых относится и соба-
ка, в детстве и юности необходимо обучиться основным элементам полового поведения.
Осуществляется такое обучение в ходе игр со сверстниками и взрослыми животными. Если
пропущен критический период, во время которого такое обучение возможно, взрослое жи-
вотное так и не сумеет приобрести необходимых навыков и в конечном итоге окажется не
способным к спариванию. Насильственно покрытая сука окажется никудушной матерью: бу-
дет шарахаться от новорожденных, без толку их таскать, не подпускать к соскам.
У иных сук, особенно мелких и карликовых пород, иногда формируется патологиче-
ское запечатление на своих хозяев. Этих собак буквально носят на руках, отгоняя от них всех
сородичей, в результате сука избирает объектом полового предпочтения хозяина. Перевести
такое предпочтение в естественное русло практически невозможно, приходится прибегать к
насильственной вязке.
В воспитании кобелей чаще встречается иная ошибка. Их реже и меньше, чем сук, обе-
регают от контактов с другими собаками. Но... Очень многие хозяева стесняются проявлений
половой активности у своих юных питомцев. Кобеля-подростка неукоснительно наказывают
за каждую попытку садки на других собак во время игр. Такие садки считают онанизмом,
упуская из виду, что онанизм все-таки завершенный половой акт с извержением спермы, а
никак не игровые садки с частичной эрекцией члена. Садки, имитация полового акта – со-
вершенно нормальные элементы развивающегося полового поведения. Присущи они играм
растущих кобелей, причем встречаются в борьбе кобелей друг с другом (кошмар, гомосек-
суализм!), и в возне молодого кобеля и суки (какая распущенность?). Пожалуйста, не пере-
носите человеческое понимание морали и нравственности на отношения собак. Если приста-
вания юнца будут слишком надоедливыми, другие собаки сумеют эффективно образумить
его, не создавая рефлекса запрета половой активности. А ведь именно этот рефлекс выраба-
тывают хозяева, наказывающие кобеля за сексуальные игры.
Итак, нельзя ограничивать контактов растущей собаки со сверстниками и взрослыми
животными, наказывать кобеля за садки, иначе формирование полового поведения будет на-
рушено.