ЛЕЧЕНИЕ СТРАХА
Комплексная схема по устранению страхов
Работа по переделке значимости условных раздражителей
Как может выглядеть схема занятий по устранению боязни, выстрелов и взрывов? Сначала необходимо расширить спектр звуковых раздражителей. Найти такие, которые практически не вызывают реакцию испуга, и связать их с позитивными подкреплениями: пищей, игрой, лаской. Начинать следует с выработки у собаки положительной реакции на щелчок, хлопок в ладоши, удар книгой по столу. После каждого, сначала нейтрального, а потом и неприятного звукового воздействия собака должна получать положительное подкрепление.
Если животное склонно к игре с предметами, то позитивное подкрепление можно построить и на этом: после
хлопка в ладоши хозяин достает из кармана любимую игрушку (лакомство) и предлагает собаке.
Это упражнение необходимо выполнить в разных условиях: в квартире, на улице, в подъезде, днем, вечером.
Постепенно диапазон звуковых воздействий следует расширять, чтобы перекрыть как можно более широкий спектр звуков, с которыми собака может столкнуться в жизни. Для этого следует использовать различные имитаторы шума (детский револьвер, стреляющий пистонами, стартовый пистолет и пиротехнику), начиная со слабых звуков, лишь слегка напоминающих пугающие. Необходимо добиться, чтобы в ответ на слабые пугающие раздражители собака демонстрировала либо пищевое, либо игровое поведение.
Следует помнить, что при выполнении любых упражнений нужно менять условия. Место, время суток, характер звука, помощники - все должно быть разнообразно. После нескольких тренировок полезно менять характер звука, постепенно приближая его к тому, который первоначально вызвал испуг.
Формирование зоны безопасности рядом с дрессировщиком
Параллельно с выработкой положительной реакции на звуковой раздражитель желательно проводить дрессировку по послушанию. Независимо от условий, в том числе и в пугающих ситуациях, от собаки добиваются неукоснительного послушания и сохранения самообладания посредством принуждения, формируя тем самым альтернативное поведение. Ведь собака не может, выполняя команду хозяина «Ко мне!», одновременно убегать от него.
При этом стараются выработать у животного устойчивый навык: при испуге собака должна подойти к хозяину и
попросить у него игрушку или пищу. В начале работы к этому подталкивает команда «Ко мне!», которая на тренировках подкрепляется рывками длинного поводка (они должны постепенно усиливаться). А затем уже и сам по себе резкий звук служит аналогом команды подзыва. Собака в результате дрессировки должна понять, что избежать неприятных воздействий можно только рядом с владельцем. Вторым стимулом служит понимание животным того, что за неприятным звуковым воздействием последует вознаграждение от хозяина.
Именно комбинация этих двух методов, приводящих к формированию в непосредственной близости от хозяина
безопасной, эмоционально-положительной зоны, делает управление собакой в стрессовой для нее ситуации более
надежным. Самое главное в таких условиях - вернуть собаку «на землю», создать такой силы конкурирующие мотивации (желания: поесть, поиграть, избежать неприятностей), которые способны пересилить реакцию испуга (страха).
Необходимо заранее хорошо отработать несколько дисциплинарных навыков: «следование на поводке за
дрессировщиком», «движение рядом» на поводке и без поводка, «подзыв по команде». Собака должна четко исполнять эти навыки в сложных условиях, на фоне различных отвлекающих факторов.
Формирование у собаки инструмента по борьбе со страхом
Следующим шагом в подавлении нежелательных страхов может быть введение активной формы борьбы собаки со своим страхом.
Для собак, имеющих вкус к борьбе, можно рекомендовать следующий метод.
Сначала, перед тем как дать собаке возможность потрепать реального или воображаемого противника, производят различные по тональности резкие звуки, не вызывающие испуга у собаки (хлопок мышеловки, пистоны детского револьвера, хлопок лопнувшего шарика). Т. е. одиночный хлопок является сигналом нападения на противника.
Затем можно применить специальную дрессировочную плетку, с помощью которой дрессировщик воспроизводит резкие звуки, напоминающие выстрелы. Отобрав предмет, собака тем самым прекращает неприятные ей звуки. Очень скоро животное понимает, что с источником пугающего звука можно бороться и «победить» его.
Можно в дрессировочном рукаве или куске шланга большого диаметра поместить надутый воздушный шарик. После хлопка собака должна отбирать рукав (перед тем как проводить такую работу, у собаки формируют желание бороться рукавом). Первоначально в эту игру может играть как фигурант (инструктор), так и хозяин собаки. В последующем с собакой играет только хозяин. У него всегда должен быть при себе тот заменитель воображаемого противника (отрезок шланга, жгут с ручкой, мяч на веревке), который собака будет атаковать в случае испуга. Для собак, любящих играть с мячами может быть эффективен «метод воздушных шариков». Суть его состоит в том, что собаке предлагают играть с шариками различной степени надутости. В зависимости от силы накачивания шарик при повреждении его зубами будет издавать более или менее резкий звук, напоминающий выстрел. Постепенно от игры к игре шарик накачивают все сильнее.
Борьба со страхом, обусловленным аффективным обучением
Страх, обусловленный аффективным обучением, вряд ли удастся устранить полностью, но можно помочь собаке
бороться с ним. Для этого необходимо ускорить процесс возвращения вашего питомца «на землю», т. е. переход из состояния «аффекта» в сознательное состояние.
Для этого в момент испуга (а лучше чуть раньше) животное заставляют в очень быстром темпе выполнять освоенные им ранее дисциплинарные навыки. Хороший результат дает движение за дрессировщиком на длинном поводке по ломаной линии («следование»), а также движение рядом с дрессировщиком. Другими словами, как только вы услышали звук выстрела, а состояние аффекта у собаки еще не запустилось, бегите с ней очень быстро (сломя голову) и заставляйте при этом исполнять прием «следование» или навык «движение рядом с дрессировщиком».
Двигаться надо всегда в направлении, прямо противоположном от избранного собакой. Собака должна следовать за вами по ломаной линии в заданном темпе. Для того чтобы этого добиться, произведите серию нарастающих по силе рывков поводком в направлении, избранном вами. Собака под воздействием рывков должна сама изменить направление движения и двигаться за вами на провисшем или слегка натянутом поводке. Вот почему важно после каждого произведенного рывка поводок ослабить. Заставляйте животное двигаться вашим темпом, часто меняя направление. Это поможет собаке быстрее «включить мозги» и прийти в себя. По мере выхода собаки из аффекта темп движения замедляют и начинают ей предлагать любимое лакомство или игрушку. Если собака адекватно реагирует на ваши перемещения или вдруг берет лакомство (игрушку0, значит, вы на правильном пути.
Важно помнить и то, что защита от аффекта у собаки может проявляться также и в форме агрессии. Поэтому начинать работу надо на длинном поводке (длина не менее 5 метров), т.е. с приема «следование», а не с движения «рядом» и под руководством инструктора.
Борьба с прирожденным страхом перед резкими звуками
Прирожденный страх перед резкими звуками («боязнь всего, что непонятно») с трудом поддается коррекции. Однако можно попробовать его ослабить, применяя описанные выше схемы, подобрав для собаки какую-либо оптимальную комбинацию из них.
Что делать, если собака испугалась
Если собака во время прогулки испугалась громкого звука и пытается сбежать домой, то вы должны помешать ей. Иначе эта порочная линия поведения может прочно закрепиться, и борьба со страхом усложниться. Используя навык подзыва по команде, прием следования, а затем и навык «движение рядом» по команде, объясните своему питомцу, что во время прогулки зона безопасности находится только рядом с хозяином.
Увести собаку домой можно только после того, как вернется послушание. Однако, заставляя собаку исполнять приемы послушания, нужно максимально удалиться от источника напугавших ее звуков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принципиальная схема устранения нежелательной реакции испуга примерно одинакова. Процесс этот довольно долгий и трудоемкий. Здесь нельзя спешить и надеяться, что все будет исправлено за 4-5 занятий. Но при грамотной консультации специалиста владелец способен большую часть приемов отрабатывать самостоятельно. Точные рекомендации можно дать только в том случае, если инструктор хорошо изучил поведение собаки. Помощь квалифицированного инструктора также необходима для формирования у владельца стиля управления собакой в сложных ситуациях.
При возникновении боязни выстрелов следует также обратиться к ветеринарному врачу. Ведь правильный подбор препаратов, ослабляющих страх, повысит эффективность описанных выше схем.