Ник Ридли
Персональный сайт автора http://www.nickridley.com/
Фотографируем животных
Животных легко полюбить, но довольно трудно сфотографировать. Ник Ридли расскажет, как можно перейти от редких случайных кадров к завораживающим портретам.
Вот, с чего всё началось. Я сделал эту фотографию одним октябрьским вечером — это был последний кадр на плёнке с истёкшим сроком годности, с которой я экспериментировал со своей камерой EOS 5. Надо было использовать более достойную плёнку — на этой зерно слишком заметно. Несмотря на это, мне удалось выиграть конкурс фотографий животных и с тех пор я этим и занимаюсь. EOS 5 с объективом 24-70 мм, установленным на 24 мм.
Фотографирование животных больше похоже на фотографирование детей, чем пейзажей — вы можете подобраться к ним на любое расстояние, но они не сидят на месте и нет никакой гарантии, что они будут вести себя хорошо — какие бы подачки вы им не давали.
Чтобы делать профессионально выглядящие портреты животных, совершенно необязательно иметь горы профессионального оборудования — важнее всего выдержка и терпение. Но, тем не менее, бывает сложно добиться выдающихся результатов. Даже домашние животные зачастую ведут себя непредсказуемо и их нельзя легко контролировать — а если вам удастся их поймать, чтобы они сидели смирно — они будут выглядеть подавленно и напряжённо. Уловка состоит в том, чтобы сделать нечто, что привлечёт их внимание, но даже в таком случае выражение морды и поза будут держаться секунду или две, в лучшем случае.
Есть несколько способов увеличить ваши шансы на хорошую фотографию — вы должны знать, в какой физической форме находится объект съёмки, какое у него телосложение, как он двигается, какие у него привычки — и всегда будьте готовы фотографировать внезапные движения; и — самое главное — будьте терпеливы.
Очень часто бывает, что фотографии вашего животного никому, кроме вас, неинтересны. Тем не менее, немного спланировав съёмку, можно получить такой портрет, который будет интересен значительно большему кругу зрителей — такой, какой сам по себе является впечатляющим.
Искусство хорошего портрета — как человека, так и животного — состоит в том, чтобы запечатлеть индивидуальность фотографируемого. Сумеете вы достичь этого в пределах студии, или же на открытом воздухе в более естественных условиях — решать вам. Довольно часто бывает, что не слишком формальный портрет в естественной обстановке лучше передаст настоящий характер животного. С другой стороны, более продуманный студийный подход исключает случайности и вы получите портрет, более качественный с технической точки зрения.
Почти спустя 5 лет после того, как Ник выиграл конкурс фотографий, он начал специализироваться на съёмке портретов животных. Сейчас он занимается съёмкой самых различных животных — от хомячков до лошадей. В качестве инспектора организации по предотвращению жестокого обращения с животными он в первую очередь является другом животных, а во вторую — фотографом. Его сайт.
Готовимся к съёмке
Для формального портрета обычно требуется фон, чтобы устранить непривлекательный задний план.
Хотя вы и можете соорудить фон с помощью палок и холста или занавески, стоит подумать о приобретении профессионального фона — например, Lastolite с гибкой рамой. Такой фон удобен тем, что его можно свернуть и положить в сумку — тем же способом, каким сворачиваются отражатели.
Если вы фотографируете более крупных животных, вам будет нужен фон побольше — для фотографирования больших собак требуется фон длиной около 2 метров.
В качестве фона вы также можете использовать интерьер дома, в котором производится съёмка. В частности, можно получить очень хорошие, естественные результаты, если вы будете фотографировать животное, лежащее в его любимом кресле — но постарайтесь не включать в кадр слишком много деталей.
Неформальные портреты лучше всего снимать на природе с использованием естественного освещения.
Небольшое количество собачьего корма, положенного рядом с этим бревном, помогло удержать этого хорька ровно настолько, чтобы успеть сделать пару кадров. EOS 5 с объективом 90 мм Macro, естественное освещение. Камуфляжная сетка в качестве фона.
Освещение
Для формальных портретов, снимаемых в студии, обычно хватает двух студийных вспышек. Поставьте вспышки в зонтики и установите их на угол примерно 45 градусов по бокам от камеры. Если вы фотографируете небольшое животное, то сможете обойтись и одной вспышкой. Поставьте на вспышках начальные установки — 1/60с и f/11.
Плюс в использовании вспышек состоит ещё и в том, что вы получите привлекательные искорки в глазах животного — без них глаза будут выглядеть скучными и безжизненными — особенно, если они чёрные. Однако, нужно помнить, что у большинства животных — особенно у кошек — появляется эффект "зелёных глаз", если вы используете прямую вспышку. Чтобы избежать этого, нужно отражать свет вспышки от потолка или стены нейтрального цвета, или использовать серебряный зонтик.
После серии съёмок вы сами придёте к факту, что самая лучшая фотография — та, которая сделана в момент первого срабатывания вспышек. Сразу после этого животное будет настороже, ушки будут на макушке, и оно будет пытаться понять, что же происходит.
Если на улице хорошая погода, и вы хотите использовать природный пейзаж в качестве фона, постарайтесь не фотографировать в середине дня — освещение слишком резкое и создаёт слишком большую контрастность. Вы рискуете недоэкспонировать теневые области, или переэкспонировать светлые части сюжета. В данном случае можно использовать какой-нибудь белый лист, чтобы отразить свет в теневые области, либо можно использовать портативную вспышку, чтобы осветить тени и выровнять контрастность.
Это один из пары боксёров, которых я фотографировал. Я жутко их боялся — боксёры могут легко придти в неистовство, и я уже представлял, как мои кофры будут растерзаны, а оборудование будет летать по комнате. Однако вышло так, что эта фотосессия стала одной из самых лёгких. Обе собаки были просто помешаны на их теннисном мячике — их глаза ни на секунду не отпускали мяч. Далее просто нужно было попросить владельца подержать мячик, чтобы животное приняло нужную позу. EOS 5 с объективом 90мм Macro. Две студийных вспышки PowerFlash под углом 45 градусов, через серебряные зонтики. 1/60 с при f/11.
Полезные советы
Многие владельцы животных хотели бы иметь профессиональный портрет их верного друга, но беспокоятся, что животное не выдержит стресс, связанный со студийной съёмкой. Как и в пословице, очевидным решением является транспортировка студии к животному. У этого метода много преимуществ, самое важное из которых — то, что животные всегда чувствуют себя более естественно в своей собственной обстановке.
Убедитесь, что съёмка не вызывает у животного дискомфорт — дайте ему время успокоиться. Если вы будете пытаться сфотографировать его, к примеру, на кресле, на котором ему не позволяют сидеть — вряд ли вы получите естественный портрет.
Проще всего фотографировать своё собственное животное — вам хорошо известны его повадки и любимые места. Потратьте немного времени, чтобы общение с животным стало фамильярным — пусть оно привыкнет к вашему присутствию перед тем, как вы начнёте его фотографировать.
Хороших результатов можно достичь, если фотографировать широкоугольным объективом снизу. Таким образом, вы помещаете животное на небесный фон и можете отразить в фотографии природу.
Как и в обычной портретной фотографии, самой важной часть портрета являются глаза, так что они должны быть резкими и в хорошем фокусе. Убедитесь, что у вас достаточная глубина резкости, чтобы голова животного также была в фокусе.
Если вы фотографируете, как ваша собака плавает, не убирайте камеру, когда она выходит из воды. Можно получить великолепные фотографии вашей собаки, стряхивающей с себя воду после купания — установите короткую выдержку, чтобы запечатлеть летящие капли воды.
Очень часто получаются великолепные фотографии животного вместе со своим хозяином — такой портрет должен запечатлевать отношения между ними. Если вы фотографируете собаку, попросите владельца присесть или опуститься на колено, чтобы они были примерно одинаковы по размеру. Более мелких животных можно держать в руках, или посадить на плечо.